Организация профилактической работы в детской поликлинике

Викторов В.В.

Кафедра педиатрии и детской хирургии ИПО ГБОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, г. Уфа

 

      Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.

      Детская поликлиника – государственное учреждение. Она может быть самостоятельным учреждением или входить в состав детской городской больницы, общегородской или центральной районной больницы.

      Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

      Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.

      В структуре детской поликлиники должны быть предусмотрены такие отделения, как педиатрическое, специализированной помощи, медицинской реабилитации, педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах, узкие специалисты. Наличие детского хирурга в составе детской поликлиники позволяет координировать оказание хирургической помощи детскому населению. Координация работы педиатров с детским хирургом в детской поликлинике должна быть четко отлажена. Так как они выполняют основное наблюдение, осмотры детей и должны своевременно направлять их на консультацию, плановые осмотры к детскому хирургу с целью выявления хирургической патологии. В связи с этим рассмотрим организацию работы педиатров в детской поликлинике. 

      Педиатрическое отделение - Оказывает лечебно-профилактическую помощь детям, как в поликлинике, так и на дому. Данная система создает оптимальные возможности для непрерывного наблюдения за детьми одними и теми же врачом и медсестрой, дает возможность точно оценить развитие и состояние здоровья ребенка в динамике с учетом условий, в которых он живет и воспитывается. Работа отделения строится по участковому принципу.

      Профилактическая работа в детской поликлиники включает систематическое наблюдение за развитием и состоянием здоровых детей, организацию рационального вскармливания и питания, физического воспитания, закаливания, профилактических прививок, подготовку детей к поступлению в дошкольное учреждение и школу, проведение санитарно-просветительской работы. Для усиления профилактической работы в детской поликлинике предусмотрены кабинеты здорового ребенка, должности фельдшера (медсестры) по профилактической работе, организуются методические советы по воспитанию здорового ребенка. На врачебном участке количество детей от рождения до 15 лет не должно превышать 800. Для их обслуживания предусмотрены 1 должность врача-педиатра и 1,5 должности медицинской сестры. Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике, несмотря на значительное увеличение объема специализированной помощи, является участковый педиатр. Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику. Основные задачи участкового педиатра: снижение заболеваемости и смертности детей всех возрастов, обеспечение оптимального физического и нервно-психического развития детей.

      Задачи участкового врача-педиатра:

  • обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;
  • посещение новорожденных впервые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;
  • прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;
  • организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;
  • составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;
  • организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;
  • посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;
  • направление детей, обратившихся в детскую поликлинику, с болями в животе на консультацию к детскому хирургу с целью ранней диагностики ургентной абдоминальной патологии;
  • Направление детей к  детскому хирургу с грыжами, варикоцелле, водянкой, фимозами, доброкачественными образованиями кожи и подкожной клетчатки, с выявленными объемными образованиями, аномалиями развития, пороками, гнойно-воспалительными  заболеваниями с целью определения хирургической тактики лечения;
  • Направление на консультацию к детскому хирургу детей с хроническими заболеваниями легких, с длительными пневмониями;
  • направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;
  • информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается не госпитализированным;
  • своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;
  • отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.

      Также в состав детской поликлиники обязательно должно входить отделение медицинской реабилитации, содержащее кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры, массажа. Основной контингент больных отделения реабилитации составляют дети с заболеваниями органов дыхания, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, с лор-патологией. В данное отделение больные направляются заведующими структурными подразделениями учреждений здравоохранения. Прием и отбор больных осуществляются врачебно-консультативной реабилитационной комиссией поликлиники. В отделение принимаются больные после купирования острого периода заболевания или его обострения, а также инвалиды с индивидуальной программой реабилитации.

      Задачи отделения медицинской реабилитации:

  • формирование индивидуальной программы оздоровления и использования реабилитационных средств и методов;
  • выполнение индивидуальной программы реабилитации инвалидов и больных;
  • использование комплекса всех необходимых методов и средств реабилитации;
  • проведение разъяснительной работы среди населения и больных детей о средствах и методах восстановления и укрепления здоровья. 

      Антенатальная охрана плода и патронажи к новорожденному.После взятия беременной на учет в женской консультации сведения передаются по телефону в детскую поликлинику и фиксируются в специальном журнале. Первый дородовой патронаж к беременной женщине осуществляет участковая медицинская сестра детской поликлиники. Цель патронажа – собрать анамнез и провести инструктаж будущей матери.

      При сборе анамнеза необходимо обратить внимание на 3 группы факторов пренатального риска:

  • социально-биологические;
  • акушерско-гинекологические (включая осложнения беременности и состояние плода);
  • экстрагенитальные заболевания матери.

      Для оценки степени риска используют шкалу значимости пренатальных факторов риска.

      К группе высокого риска относятся беременные женщины с суммарной оценкой пренатальных факторов риска 10 баллов и выше, среднего риска – 5–9 баллов, низкого – до 4 баллов. С течением времени группа низкого риска, как правило, к родам уменьшается, а среднего и высокого – увеличивается. Необходимо также обратить внимание на наследственность, морально-психологический климат в семье, выяснить, желанна или случайна данная беременность.

      Инструктаж касается вопросов здорового образа жизни и возможности снижения выявленных факторов риска. Медицинская сестра приглашает будущих родителей в «Школу молодой матери», которая действует в отделении здорового ребенка.

      Полученные сведения и данные рекомендации тщательно регистрируются в истории развития ребенка (ф. № 112) под заголовком «Первый дородовой патронаж». Участковый врач знакомится с результатами патронажа, при необходимости посещает беременную женщину на дому. Совместно с акушером-гинекологом и участковым терапевтом принимает участие в привлечении администрации по месту работы к улучшению условий труда, организует консультацию по правовым вопросам у юриста, дает рекомендации по улучшению режима питания и оздоровлению.

      Второй дородовой патронаж проводится на 31-38-й неделе беременности участковой медицинской сестрой. Основные его цели – проверка выполнения данных ранее рекомендаций, повторная оценка факторов риска и подготовка к послеродовому периоду.

      При сборе анамнеза медицинская сестра повторно оценивает факторы пренатального риска, уточняет сведения о наследственности и морально-психологическом климате в семье, готовности к воспитанию ребенка.

      Инструктаж включает такие вопросы, как:

  • грудное вскармливание (преимущества перед искусственным вскармливанием, подготовка грудных желез, профилактика мастита и гипогалактии);
  • организация зоны для обслуживания ребенка (места для одевания и пеленания, чистой одежды и белья, купания, детской аптечки, детской кроватки – зоны сна, где новорожденный может быть безопасно размещен);
  • приобретение приданого для новорожденного;

      После выписки новорожденного из родильного дома сведения по телефону передаются в детскую поликлинику, где в журнале посещения новорожденных записывают Ф.И.О. матери, адрес и дату рождения ребенка. В течение первых трех дней после выписки из родильного дома участковый врач и медицинская сестра выполняют первый патронаж новорожденного. Дети с факторами риска, врожденными аномалиями и заболеваниями, недоношенные или переношенные, а также первый ребенок в семье должны быть осмотрены в первый день после выписки из родильного дома.

      Во время первого патронажа к новорожденному проводятся сбор анамнеза для выявления и уточнения факторов риска, объективное обследование ребенка, инструктаж матери и оформление документа (ф. № 112).

      Анамнез включает сбор социальных, биологических и генеалогических сведений. Параметрами социального анамнеза являются: полнота семьи и психологический климат в ней, жилищно-бытовые условия, материальная обеспеченность, уровень санитарно-гигиенических условий для ухода за ребенком и квартирой, образ жизни. Биологический анамнез охватывает особенности антенатального периода, состояние здоровья матери и ребенка, генеалогический анамнез – состояние здоровья родителей и родственников (не менее 3 поколений). Мать передает врачу обменную карту, полученную при выписке из родильного дома. В ней содержатся сведения о беременности и родах, состоянии ребенка при рождении (оценка по шкале Апгар), основные параметры физического развития (масса тела, длина тела, окружность головы и грудной клетки), группа здоровья и группа риска.

      Инструктаж родителей касается вопросов ухода за ребенком, вскармливания и воспитания. Даются рекомендации по уходу.

      Правильное вскармливание новорожденного обеспечивает его своевременное гармоничное развитие и формирует иммунитет. Прикладывание ребенка к груди сразу после рождения стимулирует лактопоэз. Необходимо разъяснить матери преимущества грудного вскармливания и на период становления лактации рекомендовать грудное кормление по требованию ребенка. При грудном вскармливании устанавливается очень важный эмоциональный контакт между матерью и ребенком, что благоприятно влияет на психоэмоциональное состояние матери и становление личности ребенка. Необходимо чередовать кормление каждой молочной железой. Для определения количества съеденного ребенком молока применяют контрольное взвешивание.

      Иногда грудное кормление противопоказано. Это может быть обусловлено состоянием матери или ребенка. Противопоказания к грудному вскармливанию со стороны матери включают почечную, сердечную недостаточность, злокачественные опухоли, тяжелые болезни крови, тяжелые инфекционные заболевания (такие как туберкулез, менингит, дифтерия, столбняк и др.).

      Ребенка не прикладывают к груди при тяжелой внутричерепной родовой травме, дыхательной, сердечной недостаточности, глубокой недоношенности с отсутствием сосательного и глотательного рефлексов, гемолитической болезни новорожденного (если в молоке матери обнаруживаются антитела в высоком титре), наследственных нарушениях обмена веществ (фенилкетонурии, галактоземии и др.). Все эти состояния относятся к абсолютным противопоказаниям. Относительным противопоказанием служит мастит у матери. При серозном характере воспаления разрешается кормление из здоровой грудной железы. При гнойном мастите грудное кормление полностью прекращается.

      Гипогалактия может быть первичной и вторичной. Первичная гипогалактия обусловлена нейрогормональными расстройствами, поэтому для становления лактации назначают гормоны: лактин 70-100 ед. внутримышечно 1–2 раза в сутки 5-6 дней; окситоцин 1,5-2 ед. (0,3-0,4 мл) внутримышечно 2-3 раза в сутки ежедневно в течение 3 дней, питуитрин 2,5 ед. (0,5 мл) 1-2 раза в день внутримышечно 5-6 дней. Вторичная гипогалактия встречается чаще. Ее возникновению способствуют недостаточный сон, неполноценное питание, нарушение правил грудного кормления, прием медикаментов (антибиотиков, диуретиков, барбитуратов, фуразолидона и др.). Лечение вторичной гипогалактии состоит в устранении ее причин. Для стимуляции лактопоэза назначают витамины (A, B12, B6 С, РР), апилак (по 0,01 г 3 раза в сутки под язык 10–15 дней), сухие пивные дрожжи (по 1-2 г 3 раза в сутки внутрь 10-15 дней), используют фитотерапевтические средства (боярышник, мелиссу, листья земляники, траву душицы, укроп).

      При отсутствии женского молока могут быть назначены его заменители – адаптированные к женскому молоку смеси. Неадаптированные простые смеси в настоящее время утратили свое значение.

      В случаях срыгиваний, рвоты, дефицита прироста массы тела педиатр обязан отправить ребенка на консультацию детскому хирургу с целью диагностики пилороспазма, пилоростеноза. 

      Кабинет здорового ребенка – структурное подразделение детской поликлиники – играет роль методического центра по проведению профилактической работы среди детей раннего возраста.

      Главной задачей кабинета здорового ребенка является обучение молодых матерей теоретическим знаниям и практическим навыкам по вопросам ухода, воспитания, особенностям развития здоровых детей раннего и дошкольного возраста.

      В кабинете здорового ребенка участковые педиатры ведут прием здоровых детей первого года жизни. В кабинете проводится работа по профилактике рахита. На занятиях родители знакомятся с анатомо-физиологическими особенностями организма годовалого ребенка, изменениями в его психофизиологическом развитии.

      В настоящее время среди малообеспеченных и социально неблагополучных семей первостепенной задачей для врача-педиатра является проведение профилактических бесед о гигиенических нормах и правилах ухода, а также воспитании детей разных возрастных групп.

       Наиболее актуальные темы санитарной пропаганды для участкового врача-педиатра в зависимости от возраста ребенка:

  • правила ухода, рационального вскармливания, проведения комплекса мероприятий по закаливанию, профилактика рахита – для родителей, имеющих детей грудного возраста;
  • соблюдение режима дня, методы закаливающих мероприятий, профилактика острых респираторных заболеваний, специфическая профилактика детских инфекций – для родителей детей младшего и старшего ясельного возраста;
  • привитие навыков личной гигиены, методы закаливания и гигиеническая гимнастика, профилактика острых детских инфекций, аллергических и инфекционно-аллергических заболеваний, детского травматизма – для родителей, имеющих детей дошкольного возраста;
  • профилактика нарушений осанки, близорукости, ревматизма и других инфекционно-аллергических заболеваний, неврозов, вопросы полового воспитания – для родителей, имеющих детей школьного возраста, педагогов и самих школьников. Эффективность санитарного просвещения повышается при использовании наглядных пособий, а также обеспечении родителей специально подобранной литературой для самостоятельного изучения. 

      Диспансерное наблюдение - профилактическое направление отечественного здравоохранения наиболее полно выражено в диспансерном методе работы многих амбулаторно-поликлинических учреждений. Под диспансерным методом понимается активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определенных контингентов населения (здоровых и больных), взятие этих групп населения на учет с целью раннего выявления заболеваний, динамического наблюдения, комплексного лечения заболевших, проведение мероприятий по оздоровлению их условий труда и быта, предупреждению развития и распространения болезней, восстановлению трудоспособности и продлению периода активной жизнедеятельности.

      Следует заметить, что всеобщая диспансеризация населения — это высший уровень заботы государства о здоровье народа. Диспансеризация в России с 2006 года осуществляется в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Цель данного мероприятия – раннее выявление и эффективное лечение заболеваний, являющихся основными причинными смертности и инвалидности трудоспособного населения России.

      Диспансеризация населения в 2009 году дополнительно была осуществлена по трем направлениям – дополнительная диспансеризация работающих граждан, углубленные осмотры граждан занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, диспансеризация среди детей сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

      «Диспансеризация направлена, прежде всего, на предупреждение различных заболеваний, укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни за счет профилактических, диагностических и оздоровительных мероприятий, отметила Директор Департамента организации медицинской помощи и развития здравоохранения Ольга КривоносГлавная цель диспансеризации – создание единой системы, которая обеспечит динамический контроль за состоянием здоровья каждого человека и общества в целом».

      Главное отличие дополнительной диспансеризации в рамках нацпроекта «Здоровье» от всеобщей диспансеризации – дальнейшее наблюдение за осмотренными гражданами в соответствии с определенными группами состояния здоровья.

      В 2009 году был расширен перечень учреждений здравоохранения, принимающих участие в проведении дополнительной диспансеризации, также был увеличен объем исследований, направленных на более качественную диагностику заболеваний.

      Ответственным за проведение диспансеризации детей как неорганизованных, так и организованных является участковая бригада в составе участкового врача и участковой медицинской сестры территориального педиатрического участка, на котором проживает данный ребенок.

      Диспансеризация детей «декретированных» возрастов осуществляется бригадой специалистов, утвержденной приказом главного врача, в составе: отоларинголог, офтальмолог, хирург-ортопед, стоматолог. Другими специалистами дети консультируются по направлению участкового педиатра, по показаниям.

      Диспансеризация детей при оформлении в детские дошкольные учреждения проводится в течение всего года по обращаемости. Диспансеризация неорганизованных детей при оформлении в школу осуществляется также по обращаемости, а организованных - по плану-графику, утвержденному главным врачом. 

       Педиатрическое отделение по оказанию медицинской помощи в организованных коллективах для оказания лечебно-профилактической помощи детям в дошкольных учреждениях и школах созданы педиатрические отделения. В их задачи входят контроль за санитарно-гигиеническими условиями, режимом учебной работы и трудовым воспитанием, охрана здоровья детей и снижение их заболеваемости, улучшение их физического воспитания и закаливания в дошкольных учреждениях и школах. Сотрудники таких отделений проводят плановые профилактические осмотры в ДДУ и школах. Врачи детских воспитательных учреждений осуществляют диспансерное наблюдение за больными детьми, занимаются их оздоровлением: контролируют чередование занятий и отдыха, питание и физическое воспитание дошкольников и школьников. Они оказывают медицинскую помощь детям, посещающим ДДУ и школы.

      В санитарно-просветительной работе по гигиеническому воспитанию широко практикуется организация школ молодых матерей, школ отцовства, общественных университетов для родителей при дошкольных учреждениях.

      Особое внимание в вопросах гигиенической дисциплины должно уделяться детям, которые уже перенесли серьезные заболевания и находятся в стадии ремиссии.

      Соблюдение диеты, ограничение физических нагрузок, проведение лечебной физкультуры и умеренных закаливающих процедур предупреждают рецидивы. В этих случаях нельзя пренебрегать беседами с самим ребенком, объясняя ему необходимость этих временных мер, предупреждая непредвиденные психологические срывы.

      Плановые профилактические осмотры детей проводят: детям 2–3 лет раз в квартал, старше 3 лет – раз в полугодие. Углубленные осмотры педиатра с привлечением других специалистов осуществляют раз в год (специалисты выезжают в ДДУ). При углубленном осмотре детей 4 лет и старше оценивают функциональные показатели ЖЕЛ, силу сжимания кисти руки, частоту пульса и дыхания, уровень артериального давления. В соответствии с планом-графиком бригада специалистов проводит профилактические осмотры детей в дошкольном учреждении. К этому времени, ранее предупрежденные родители, приходят в дошкольное учреждение за своими детьми и приносят с собой.

      Таким образом, осмотр ребенка проводится в присутствии родителей, что позволяет повысить его эффективность и исключить необходимость повторной явки родителей с детьми в поликлинику.

      Дети с выявленной патологией направляются с родителями в поликлинику, где получают рекомендации по оздоровлению и лечению, проводится реабилитация в ДДУ.

      Часто и длительно болеющим детям, а также всем здоровым детям в ДДУ проводят закаливание (воздушные, солнечные, водные процедуры). Основные правила закаливания: постепенность, регулярность, индивидуальный учет, адекватность нагрузки. Из методов закаливания в ДДУ широко используются хождение босиком по дорожке здоровья, солнечные ванны, УФО зимой (индивидуальное, групповое), закаливание водой (контрастные обливания стоп и голеней, умывание, полоскание рта). Для улучшения обменных процессов часто болеющие дети получают свежеприготовленный дрожжевой напиток, отвар шиповника.

      Важной задачей сотрудников педиатрического отделения в организованных коллективах является знание правил оказания первой помощи при  неотложных хирургических состояниях, травмах и ранениях. Дети с подозрением на неотложное заболевание должны быть направлены  в стационар бригадой скорой медицинской помощи. Поэтому данные специалисты должны проходить курсы повышения квалификации на кафедрах педиатрии и детской хирургии с целью ознакомления с общей симптоматикой ургентной хирургической патологии, правил оказания первой помощи при травмах и ранениях

      Центр здоровья - в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 597н от 19 августа 2009 г. «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака» в рамках государственного контракта № К-29-Т/341 от 6 ноября 2009 г. Центры здоровья создаются на базе региональных и муниципальных учреждений здравоохранения. Основной целью их деятельности является сохранение здоровья граждан и формирование у них здорового образа жизни.

      Всего в 2009 году в рамках реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, планируется создание и оснащение оборудованием 502 Центров здоровья в 83 регионах. Каждый Центр здоровья будет рассчитан на 200 тыс. человек городского населения.

      «Центры здоровья будут служить инфраструктурой для ведения здорового образа жизни, - отметила Татьяна Голикова. – В эти Центры можно будет обратиться за консультацией, пройти первичную диагностику на факторы риска и получить рекомендации по ведению здорового образа жизни».

      Также в Центре здоровья человек сможет измерить содержание никотина в крови, холестерина, степень ожирения, контролировать артериальное давление, оптимизировать физическую активность и в целом составить индивидуальную программу оздоровления.

      К основным задачам Центров здоровья относятся:

  • формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;
  • мотивирование их к отказу от вредных привычек, в том числе помощь по отказу от потребления алкоголя и табака;
  • консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха.

      Центр здоровья осуществляет взаимодействие с кабинетами медицинской профилактики, кабинетами здорового ребенка ЛПУ по месту жительства гражданина. Гражданину, в том числе ребенку, обратившемуся (направленному) в центр здоровья, средним медицинским работником заводится учетная форма N 025-ЦЗ/у "Карта центра здоровья", проводится тестирование на аппаратно-программном комплексе, обследование на установленном оборудовании, результаты, которых вносятся в Карту, после чего гражданин, в том числе ребенок, направляется к врачу. Врач на основании результатов тестирования на аппаратно-программном комплексе и обследования на установленном оборудовании проводит гражданину, в том числе ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям), оценку наиболее вероятных факторов риска, функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья, проводит беседу по здоровому образу жизни, составляет индивидуальную программу по здоровому образу жизни. При необходимости врач рекомендует гражданину, в том числе ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям), динамическое наблюдение в центре здоровья с проведением повторных исследований в соответствии с выявленными факторами риска или наблюдение в кабинетах медицинской профилактики и здорового ребенка ЛПУ, посещение занятий в соответствующих школах здоровья, лечебно-физкультурных кабинетах и врачебно-физкультурных диспансерах по программам, разработанным в центре здоровья. По желанию на руки выдается «Карта здорового образа жизни». В случае если в процессе обследования в центре здоровья выявляется подозрение на какое-либо заболевание, врач центра здоровья рекомендует гражданину, в том числе ребенку (родителям ребенка или другим законным представителям), обратиться в ЛПУ к соответствующему врачу-специалисту для определения дальнейшей тактики его наблюдения и лечения.

      Центр здоровья оказывает медицинские услуги здоровым или практически здоровым гражданам, в том числе:

  • впервые обратившимся в отчетном году для проведения комплексного обследования, в том числе детям 15-17 лет и детям, у которых решение о посещении центра здоровья принято родителями (или другим законным представителем), самостоятельно (по предварительной записи);
  • обратившимся для динамического наблюдения в соответствии с рекомендациями врача центра здоровья;
  • направленным ЛПУ по месту прикрепления;
  • направленным медицинскими работниками образовательных учреждений;
  • направленным врачом, ответственным за проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан из I (практически здоров) и II (риск развития заболеваний) групп состояния здоровья;
  • направленным работодателем по заключению врача, ответственного за проведение углубленных медицинских осмотров, с I и II группами состояния здоровья.

 

Заключение

      На сегодняшний день на педиатров возложен огромный комплекс задач по оздоровлению детского населения РФ. Педиатр детской поликлиники является основным врачом, осуществляющим наблюдение за ростом и развитием детей. Большинство ущемленных грыж и другой патологии поступившей в детский хирургический стационар были известны педиатрам ранее и не были своевременно направлены к детскому хирургу.  Поэтому в своей работе педиатр должен быть четко координирован с детским хирургом. Кроме того, педиатр должен знать клиническую симптоматику хирургических заболеваний с целью своевременного направления детей с подозрением на хирургическую патологию к детскому хирургу.  С этой целью необходимо обучение педиатров на циклах включающих вопросы детской хирургии.

 

Литература

  1. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации приказ от 19 августа 2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».
  2. Гребешева И.И. Организация лечебно-профилактической помощи детям, с. 17, М., 1987, Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях, под ред. И.И. Гребешевой, М., 1984.

Метки и направления этого материала:

Свойства публикации:

  • Дата поступления: 2012-02-01 17:24:00
  • Дата публикации: 2012-02-18 17:24:00
  • 2012. Том 4 (№ 2).